Четвертый день фестиваля начался с круглого стола «Как оценивать конкурсные инклюзивные спектакли», который проходил в фойе Театра, и лаборатории для режиссёров-постановщиков «Как ставить спектакль, в котором заняты глухие актеры». Оба мероприятия проходили одновременно, а еще в это же время на сцене репетировали актёры инклюзивной творческой лаборатории «Инновационный культурный центр»творческого коллектива «Космическая молодёжь» из Калуги. Все было очень насыщенно.
В круглом столе приняли участие такие известные люди мира глухих, как музейный гид-переводчик РЖЯ Ирина Гинзберг, начальник издательского и музейного отдела ЦП ВОГ Виктор Паленный, директор театра Мимики и Жеста Роберт Фомин, чемпионка Сурдлимпийских игр, а ныне преподаватель РЖЯ и консультант по раннему развитию детей Екатерина Савченко, директор Национального центра оценки квалификации и сертификации Юлия Крыгина и заместитель председателя Белорусской организации глухих (БелОГ) Татьяна Шейман.
Лабораторию для режиссеров-постановщиков вел главный режиссер ТМЖ Александр Савельев – слышащий режиссер Театра Мимики и Жеста, который не в первый раз ставит спектакли с участием глухих актеров. Чтобы качественно повысить взаимодействие с глухими и слабослышащими артистами – Александр активно изучает русский жестовый язык, но пока его знаний не совсем достаточно, чтобы вести мастер-класс на РЖЯ самому, поэтому ему помогала переводчик РЖЯ Дарья Балбекова. Впрочем, и Москва не сразу строилась, поэтому уверен, что в скором времени Александр сможет использовать русский жестовый язык не хуже самых маститых переводчиков РЖЯ.
Одним из упражнений Александра Савельева была слепая проходка. Два глухих человека закрыли глаза и попытались пройти через танцевальный зал. Но все было не так просто –Савельев понаставил препятствий. А зачем делать такое упражнение? Глухие актеры не слышат, и им не получится подсказать, а ведь на сцене перед началом спектакля темно. Надо дойти как-то.
Александр Савельев: «В работе с глухими и слабослышащими артистами я понял, что не надо учить их играть, им нужно давать свободу. Они от природы пластичные, с богатой мимикой. За счёт импровизации у них получаются гениальные действия, а я же просто беру на себя постановочную часть. И это работает!»
В фойе Театра Мимики и Жеста спикеры делились своими наработками в оценке конкурсных инклюзивных спектаклей.
Пока Екатерина Савченко делилась на РЖЯ своими наблюдениями о передаче зрителям смысла спектакля через театральные жесты, ее слова озвучивала другой спикер Ирина Гинзберг, любезно согласившаяся помочь коллеге по цеху.
По мнению самой Ирины Гинзберг переводчик должен прекрасно знать оба языка для достоверного перевода!
Юлия Крыгина рассказала о создании тематического словаря профессиональных жестов в сфере искусства. Вообще тематические словари нужны в любой сфере! Русский жестовый язык – молодой и динамично развивающийся, многих жестов просто ещё нет, а они нужны. Это экономит время, повышает доступность, да и просто радует глаз.
Виктор Паленный, как всегда, обратился к историческим данным, начав с истории о первом Московском театре глухих, существовавшем с 1919 по 1924 годы. Вспомнил Виктор и о драмкружке в Московском клубе глухонемых, которым руководил Мамикон Казазянц. Тогда актеры использовали жестовый язык, а не КЖР, чтобы более доходчиво донести смысл спектакля до глухих зрителей. А вот в 1948 году было положено начало спектаклям на калькирующем жестовом языке (КЖР), которые озвучивали дикторы-переводчики. Еще позднее вновь вернулись к РЖЯ и продолжали использовать КЖР. То есть, единой системы как не было, так и нет.
«Эта встреча дала мне и, думаю, всем присутствующим понимание, что в области театрального искусства есть над чем работать. Проблема перевода текста сценариев на жестовый язык всегда была острой. Не хватает научных исследований в области использования артистами русского жестового языка и точной передачи смысла спектакля глухому зрителю.» – считает начальник отдела культуры, молодежной политики и спорта ВОГ Геннадий Тихенко.
К 15 часам калужский коллектив представил свой спектакль «Грёзы о земле и небе». Постановка авторства Анастасии Пахомовой и Дениса Морозова сразу привлекла внимание своей внушительностью – в спектакле занято более 20 актеров.
Эта красочная музыкально-пластическая постановка рассказала о великом русском ученом Константине Циолковском, который несмотря на бедность, глухоту, непонимание –постепенно и упорно шел к своим целям.
Герой познакомил нас со своими космическими мирами, целями своей жизни и убедил нас, что будущее человечества в Космосе.
Весьма красочная постановка со множеством звёздных декораций, блистающие девушки в блестящих костюмах! Да это самая настоящая космическая рок-опера, ребята! У них был даже свой барабанщик!
К тому же, это единственная постановка на фестивале, в которой был занят ребенок, который исполнил роль юного Циолковского.
Люди издавна стремились в небо, в космос. Притронуться к недоступному, почувствовать себя ближе к богам и звёздам. Неудивительно, что и молодые артисты из Калуги тоже мечтают об этом. И с помощью своего мюзикла калужане дотронулись до звёзд сами и помогли сделать это всем зрителям! Пусть не руками, но сердцами!
И совсем неудивительно, что после каждой исполненной песни зал начинал аплодировать и восторженно кричать!
Наверное, больше всего эмоций у зрителей вызвал гимн космонавтов России – бессмертный хит «Трава у дома»
Ещё ни одна постановка VII Международного фестиваля театрального искусства «Территория Жеста» не вызывала такого буйства эмоций!
В 17.30 нас ждал спектакль «неВоры» от наших белорусских соседей, а именно от минского Народного театра пантомимы «РУХ».
Спектакль, который поставил Дмитрий Машко, рассказывает о людях из разных социальных слоев. Одни находятся на самом дне, а другие живут в достатке.
И вот, однажды, одна барыня отмечала день рождения дочери. Естественно, закатила пир, на который созвала множество гостей. О ребенке же все напрочь забыли. Украла ли барыня праздник у дочери?
Пир заметили три нищих, которые случайно проходили мимо дома. При наступлении ночи один из бродяжек предлагает залезть в дом, где можно поживиться едой. Но чем же все закончилось?
Спектакль начинается с мима, спящего на скамейке. Он просыпается, достает бумажные фигурки и подсвечивает их. Из-за кулис появляется ещё 6 мимов в белых одеждах. Началось распределение ролей. Каждому по одёжке.
У девочки сначала забрали хорошее настроение, не дав ей побегать и побеситься. А затем и праздник, когда на ее день рождения пригласили только взрослых друзей ее мамы. Вот только девчушке это зачем?
Ей скучно, ей грустно, у нее отобрали веселье.
Ночью нищие вломились в дом. Они просто хотели поесть. Барыня и девочка нашли их и дали им гостинцев.
Девочке передали интересную книжку, а у ее мамы и подруги мамы отобрали книжки. Теперь девочка в центре внимания, на ее дворе снова праздник! И на этом история была завершена!
Настало время постановки московского театра-мастерской «ПРОТЕБЯ».
Спектакль «ПроТебя» по мнению режиссера-постановщика Дениса Малахова символизирует диалог о том, как в спешке пролетают годы. А люди теряются в толпе. Это погружение в глубину себя. Путешествие по внутреннему миру человека, со всеми его прелестями, загадками, тревогами и пожеланиями.
Пластический спектакль, в котором кукольник управляет живыми марионетками и, подчинив их своей воле, заставляет их выражать те эмоции и даже движения, которые он хочет.
Люди будто мечутся в клетке. На их лицах маски. Актриса, стоя спиной к залу, снимает кофточку и надевает пиджак на голое тело, под ним лишь бюстгальтер. Актриса хватает телефонные трубки: сначала одну, потом другую, третью. Путается в проводах и бумагах. Возможно, это символизирует зависимость современного человека от работы. Каждый день куча звонков, куча связей, куча бумаг, документов – это душит, нет свободы.
Свет гаснет. В темноте виднеются люди в тогах. Актриса пытается выйти из клетки, но бумаги ее останавливают, держат внутри.
Быть может, души современных людей находятся в клетках, закованы в определенные рамки, из которых боятся выйти. А что, если получится? Обретёт человек свободу? Или же будет всеми правдами и неправдами пытаться вернуться внутрь?
Наша героиня смогла вырваться из клетки с помощью бумажных самолётиков и пропала. Возвращаться в клетку она не стала. Она перестала бояться бумаг, документов, писем.
Затем в клетке появился рокер. Играя на воображаемой гитаре, он не видел ничего вокруг, пока кукольник не вытащил его из клетки.
Получается, у каждого есть свой ключ выхода из клетки. Ключом рокера стала настоящая гитара. А значит, что чтобы вырваться из клетки, надо исполнять свои желания, менять страхи.
Что держало третью героиню в клетке? Собственная значимость? Страсть к смене строгих костюмов? Офисная работа?
Третья героиня смогла расширить границы клетки, но не удержать их. Границы схлопнулись, а значит, вырваться из власти своей зависимости она не смогла.
Ан нет, получилось, что это все 3 стороны одного человека, того самого кукольника. Всю жизнь он метался, боролся с зависимостями и пороками. Но не смог победить. А там и жизнь прошла.
«Для меня ещё с самого начала стало понятно, что этот спектакль о борьбе со своими зависимостями. Артисты поиграли с человеческой психологией и за счёт пластики показали эту борьбу. Ведь человек постоянно ведёт борьбу с самим собой. Душевную, внутреннюю борьбу, которая зачастую длится всю жизнь!» – поделился своими впечатлениями директор Театра Мимики и Жеста Роберт Фомин.
Вечер завершил видеопоказ с недавней премьеры спектакля «Пушкин. Сказки», который был посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. О показе объявил заместитель директора Театра Мимики и Жеста Алексей Лемешев и пожелал всем приятного просмотра!
«Ещё летом проводились викторины, опросы о том, как зрителю было бы интереснее увидеть подачу сказки. И театральный проект превратился в нечто большее, чем просто дань памяти великому русскому поэту. Ведь Пушкин оказал огромное влияние на всю нашу культуру, и продолжает жить в своих творениях!» – рассказал Лемешев.
«Мне кажется, получился очень интересный проект, в котором удалось собрать самые интересные сюжеты из сказок Александра Сергеевича. Надеюсь, что такие проекты будут создаваться и дальше!» – говорит Ольга Григорян из Москвы.
Текст: Антон Скотников
Фото: Андрей Богатырев
Видео: Антон Лагутин/Мария Румянцева
Вёрстка статьи: Кристина Фомина/Мария Румянцева
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.