«ТЕРРИТОРИЯ ЖЕСТА». ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Третий день VII Международного фестиваля театрального искусства «Территория Жеста» обещал стать весьма насыщенным. Вечером должны были представить свои спектакли делегации из Швейцарии и Италии, а также коллектив российского театра «Недослов».

Участники фестиваля традиционно разделились. Пока артисты Миланского театра «Compagnia teatrale Senza Parole» во главе с Сальваторе Триоло репетировали свою постановку «Разрушенная жизнь», остальные участники в это время собрались в танцевальном зале. Там проходил мастер-класс от режиссера и хореографа Юлии Чекмасовой на тему «Постановка музыкальных номеров». Речь Юлии на РЖЯ переводила Людмила Левина, которая в этот день праздновала свой день рождения! А вот РЖЯ Людмилы на международные жесты переводил руководитель отдела международных проектов ВОГ Вячеслав Климов.

С помощью слайдов, Юлия Чекмасова наглядно показала существующие направления музыкальных номеров и более подробно рассказала о каждом из их

Вот какими бывают спектакли? Есть музыкальный театр, есть драматический театр, а есть синтез жанра, который объединяет оба жанра в один. В таком случае получается мюзикл или музыкально-драматический спектакль.

Рассмотрим музыкальный номер – песню. У данной ситуации сюжет спектакля или чувства героя передаются через текст песни и музыку. Такой прием часто используется в опере, например.

А есть пластическая сцена. Тут сюжет, чувства героя, взаимоотношения персонажей передаются пластикой тела и музыкой.

Третьим направлением музыкального номера является танец. Действия спектакля, события передаются через хореографию, танцевальный рисунок, музыку, реквизит и костюмы.

Танцевальный номер может быть:

1. Абстрактный или сюжетный,
2. Массовый,
3. Трио,
4. Дуэт,
5. Соло.

Как пример, Юлия рассказала о том, как создавался музыкальный номер из спектакля Театра Мимики и Жеста «Пушкин. Сказки», который поставила именно она.

«Иногда пластика и язык тела могут сказать даже больше, чем слова!» – считает Юлия Чекмасова.

Практическую часть мастер-класса помогли показать артисты театра: Андрей Савушкин, Елена Ерихина и Анастасия Заитова, к ним присоединились и другие участники. Начали с шагов с переступом. Это оказалось не так уж и просто: даже артисты Театра сначала сбились с заданного ритма, но после нескольких повторений у всех началось слаженно получаться. 

А следом попытались воспроизвести одну сцену из спектакля «Пушкин. Сказки», где все остальные стремились напугать туляка Юрия Крылова в образе Салтана, а он пытался натуральнее испугаться. 

Затем устроили танец туземцев с деревянными копьями. Получилось весьма внушительно и угрожающе. Юрию Владимировичу не пришлось стараться пугаться – от такого любой затрясся бы от ужаса!

Такие мастер-классы всегда приносят огромную пользу, и тем лучше, что на каждом фестивале проводятся все новые и новые мастер-классы.

Руководитель театрального коллектива «Калейдоскоп» Тульского регионального отделения ВОГ Юрий Крылов заявил: «Мне, как глухому руководителю театра, было очень интересно послушать этот мастер-класс от Юлии Чекмасовой. Раньше мы в своих постановках не использовали музыкальные элементы, но теперь начнем работать в этом направлении! Благодаря музыке и пластике наши спектакли станут намного интереснее, уверен!»

К 16 часам дня гости и участники фестиваля «Территория Жеста» начали стекаться в зал – через несколько минут должна была стартовать постановка Сальваторе Триоло «Разрушенная жизнь».

Как сообщил Сальваторе: спектакль объединил 3 различные истории, которые действительно происходили ранее. В постановке всего 3 персонажа: Бенито, Анджела и София, которые попадают в психиатрическую клинику. Все трое абсолютно глухие и не знают языка жестов. Потому Бенито, Анджелу и Софию считают сумасшедшими людьми.

Жизнь каждого будто стирается, когда их помещают в психиатрическую клинику Момбелло.

Бенито, родившийся в богатой семье и сосланный в клинику в возрасте 4 лет, провел в клинике всю жизнь, периодически подвергаемый физическим и моральным пыткам, которые со временем стали для него чем-то привычным.

Родители заставили Анджелу выйти замуж за слышащего мужчину и после родов она впадает в депрессию. После чего муж ссылает ее в клинику.

София в шестилетнем возрасте лишается матери, и ее также ссылают в клинику из-за ее неспособности к коммуникации. В клинике она проводит всю свою жизнь, где также, как и Бенито подвергается физическим пыткам и сексуальному насилию.

В 1978 году, после принятия закона Басильи, психиатрическая клиника закрыла свои двери. И с этого момента Бенито, Анджела и София начинают свой путь в небытие…

Обстановка мрачная, гнетущая. На сцене декорация в виде психиатрической клиники, кровать, два стула, на которых раскачиваются актеры. В центре актриса, играющая Софию, склонила голову на грудь и баюкает маленькую куклу 

Анжела раскачивается, дёргает себя за волосы. Несчастные глухие люди, за годы страданий, ставшие сумасшедшими. Теперь безумие – их второе имя.

У каждого своя боль, свои страхи, которые заперты в их измученных телах. Но объединяет их всех одно – предательство близких людей.

Самая настоящая драма, трагедия. Сплошное насилие и унижение над тремя несчастными людьми, скатившихся в бездну безумия.
Под конец три страдальца забрали чемоданы и ушли из закрывшейся клиники. Что ждало их дальше?

«Да ничего хорошего. Они уже сломанные люди. Быть может, они погибли, быть может, покончили с жизнью…» – считает известный мим Сергей Синодов из Москвы.

После небольшого перерыва настала очередь театрального коллектива «Cie Edelweiss» из Женевы.

Как сказал режиссер Симон Аттиа, эту драматическую пьесу он создал в плотном сотрудничестве со своими актерами. В пьесе удивительным образом переплетаются три основные темы: «Армия», «Вторая мировая война» и «любовь». Почему именно эти темы?

В Швейцарии существует закон, который запрещает глухим и слабослышащим людям вступать в военный корпус, и поэтому режиссер и актеры решили представить, какой была бы армия с глухими людьми. Как исполнялись бы указания, данные глухими начальниками.

А во время Второй мировой войны в Швейцарии был совершенно другой жестовой язык, нежели сейчас, поэтому это своего рода эксперимент, который дает возможность узнать о том, каким жестовым языком пользовались в Швейцарии более 70 лет назад.

А любовь – краеугольный камень множества пьес, постановок и спектаклей.

Что же из всего этого получилось? 

Жанровая игра, которая вылилась на тему размышлений – а что было бы, если бы глухие служили в армии во время второй мировой войны. Как бы они воевали, как жили бы, как любили бы?

Как вел бы тактические размышления глухой военачальник и как отдавал бы приказы?

Повествование шло несколько сумбурно, не хватало переводчика РЖЯ. Как высказались многие: удалось лишь ухватить общую картину. Или несколько отдельных: когда, например, глухой солдат получил ранение глаз и не смог объясниться с другим, ничего не видя. А когда начинал выступать рассказчик, терялись подробности.

Ближе к концу вырисовалась общая картина. Жена мужа-солдата изменила ему с его командиром. Солдат понял это по браслету, который он увидел у командира. Это был его браслет, который он подарил жене. Тогда он все понял и напал на своего командира на поле боя. Ситуация закончилась для солдата плачевно.

А ещё раньше жена командира получила письмо, из которого узнала, что муж изменил ей с ее подругой – женой солдата. В состоянии аффекта, жена командира забивает жену солдата насмерть.

Души солдата и его жены встретились небесах и смогли простить друг друга.

А вот командир вернулся к жене, и та, помня об измене, отравила его.

«Конец неожиданный получился. Но, в целом, захватывающая история. Рад, что наши иностранные друзья смогли приехать и выступить» – говорит Алексей Симонов из Ярославля.

Последним спектаклем третьего дня VII Международного фестиваля театрального искусства «Территория Жеста» был проект «Письмо без марки», который поставила Дарья Катиди из московского театра неслышащих актеров «Недослов».

Постановка по сценарию Никиты Хачадурова рассказала нам о том, как жили глухие люди времен Великой Отечественной войны, как проходила их жизнь эти долгие 4 года. Воевали ли глухие и слабослышащие люди или помогали ли Родине другим образом?

На сцене появился директор театра «Недослов» Сергей Бидный, который поприветствовал всех и рассказал о задумке спектакля. Речь Бидного на РЖЯ перевела Варвара Ромашкина.

Как жили глухие и слабослышащие люди в то время? Как они встретили новость о войне?

“Так это правда?”

“Да, началась война…”

Артисты показали, как переживали войну глухие и слабослышащие люди. Как они теряли родных, друзей, дома… Как прятались от вражеских самолётов, совершавших обстрелы.

“Но чем мы, глухие, можем помочь нашей родине?”

“Работать на заводе, делать боеприпасы!”

В игровой форме артисты театра рассказали о значительных достижениях глухих и слабослышащих людей за время войны. Так, например, за все время войны, которая длилась 4 долгих года, более 20 тысяч глухих работали на заводах на благо страны.

Артисты также рассказали со сцены историю глухонемого солдата Никодима Корзенникова. 

На фронт Никодима не взяли, медкомиссия заявила, что к службе он не годен. Но однажды Никодима зачислили в отряд специального назначения, благодаря его упорству. Обучение шло тяжело, парень запаздывал, ему не хватало реакции, зато желания было вдоволь.

Первый бой прошёл удачно, Никодим выскакивал из бруствера и смело бросал гранаты в танки.

В следующий раз Никодим даже смог достать важные документы и карты, но через несколько дней, спасая командира, Никодим попал в плен. Его чуть было не повесили, но он смог бежать. Когда он нашел лагерь своих, они чуть было не убили его, ведь по документам он числился убитым. Сам объяснить происходящее Корзенников не смог, но Никодима вовремя опознал сослуживец, вспомнивший, как Никодим подрывал танки. Никодим Корзенников смог вернуться домой живым и счастливо прожил до 2004 года…

«Очень понравился спектакль. Рада, что удалось узнать про такого замечательного человека, как Никодим Корзенников. Удивило его упорство, а также чудесное спасение!» – поделилась впечатлениями Валентина Босякова из Екатеринбурга.

На втором этаже, как и в первый день, Мария Янковская устроила игру «Крыша». Игра всецело захватила внимание всех присутствующих, и держала их в напряжении до позднего вечера.

Впереди ждал четвертый день фестиваля.

Текст: Антон Скотников

Фото: Андрей Богатырев

Видео: Антон Лагутин/Мария Румянцева

Вёрстка статьи: Кристина Фомина

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.