31 октября 2024 года в культурном центре глухих и слабослышащих москвичей – Театре Мимики и Жеста стартовал VII Международный фестиваль театрального искусства «Территория Жеста»!
Знаете, с чего начинается каждый фестиваль или спектакль? С церемонии открытия? А вот и нет! Фестиваль начинается с генеральных репетиций и прогонов! Вот и сейчас, пока участники и гости фестиваля потихоньку собирались в фойе – на сцене уже вовсю разгоралась работа. Готовились театральные реквизиты, монтировалась декорация и проходили заключительные этапы подготовки к спектаклю «Фабрика слов» Ставропольского краевого театра кукол, который поставила Мария Кузнецова.
Перед началом приветственной речи директора Театра Мимики и Жеста Роберта Фомина большинство присутствующих объединились около представителей ЦП ВОГ Вячеслава Климова и Татьяны Трофимовой.
К ним немногим позже присоединился Роберт Фомин, рассказавший немного о работе Театра и сотрудниках. Чем, например, занимается администратор Мария Янковская? Слова Роберта на международные жесты переводила Татьяна Трофимова.
«Ещё раз большое спасибо вам всем, что вы все сюда приехали, я очень это ценю! Знаю, многие очень крепко думали над тем – приезжать или нет, из-за сложной обстановки в мире. И то, что мы всё-таки здесь собрались – показывает то, что мы, театральные люди – вне политики, мы едины!» – подытожил свою приветственную речь Роберт Валерьевич.
Также выступил с приветственной речью технический директор Театра Мимики и Жеста Алексей Лемешев, который сообщил всем о том, что по всем вопросам можно обращаться к нему, а также попросил руководителей делегаций не затягивать со сдачей документов, если по каким-то причинам это ещё не было сделано.
Администратор Театра Мария Янковская разъяснила всем порядки и правила проведения фестиваля и сообщила, что по многим вопросам можно обращаться к волонтёрам, которые все покажут и расскажут.
В то время, как артисты Ставропольского краевого театра кукол в ходе репетиции вносили последние штрихи в свое выступление, организаторы фестиваля вместе с волонтёрами познакомили всех участников друг с другом в игровой форме.
Немногим позже Алексей Лемешев при помощи Татьяны Трофимовой рассказывал иностранным гостям «Территории Жеста» историю создания и расцвета Театра Мимики и Жеста. История Театра началась в 1957 году, когда Совет Министров РСФСР принял предложение Центрального правления Всероссийского общества глухих об организации Театральной студии глухих. В 1962 году студия была реорганизована указом Совета Министров РСФСР и так появился Театр Мимики и Жеста!
На сцене появился конферансье Андрей Савушкин и объявил об открытии фестиваля спектаклем «Фабрика слов», который был представлен артистами Ставропольского краевого театра кукол. Сам театр был организован ещё в 1936 году и действует до сих пор. С 2019 по 2020 годы театр был на реконструкции, после которой вновь открыл свои двери для посетителей. В 2018 году театр кукол получил Премию Правительства РФ за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики.
Сама задумка спектакля оказалась на редкость интересной. В одной сказочной стране живут люди, которые почти не говорят. Впрочем, можно купить слова, проглотить их как пилюли, а уже потом произнести их. Но какие же слова использовать Филеасу, чтобы выразить все свои чувства в адрес Сибеллы? А главное, где их взять? Тут Филеасу на помощь пришла Фабрика слов!
Артист Театра кукол в образе мима активно зажигал зал, заручившись помощью детишек, сидящих на первых рядах. Да и в ходе спектакля он продолжал использовать сидящих в зале людей, используя множество уловок. А к середине спектакля в ход пошли куклы, сразу же захватив сердца зрителей!
«Лично мне спектакль понравился, особенно, когда к середине началось основное действо. Очень необычная мысль с интересной подачей» – поделился Даниил Матюшин из Калининграда.
Следом состоялась церемония открытия фестиваля, которая обыграла потерю чемодана в аэропорту гостем из Италии. Трагизма ситуации добавило то, что в чемодане находился подарок директору Театра Мимики и Жеста Роберту Фомину. Золотая маска лица человека с прижатым к губам пальцем и надписью «Искусство не требует слов». Подробнее о церемонии открытия вы можете узнать по ссылке:
Бессмертная повесть “Шинель” Николая Васильевича Гоголя была мастерски воспроизведена со сцены артистами Ереванского театра пантомимы глухих «Овасис».
Началось все с пластичного танца солистов театра, которые будто баюкают ребенка, а вверху раскачиваются бумажные листы в виде умиротворяющего мобиля. Руки покачиваются в такт мобилю и на сцене появляется сам Акакий, кутающийся в шинель. Темно, холодно, сыро… Спектакль в виде одной длинной пантомимы.
Всего лишь старый, уставший мелкий чиновник, который очень много работает и очень мало зарабатывает, в отличие от молодых, более успешных коллег, издевающихся над ним. И была у чиновника Акакия всего лишь маленькая мечта – купить себе новую шинель, взамен истрепавшейся.
Блестяще сыграл актер Роберт Цатурян, сыгравший чиновника. Ему действительно сопереживаешь… Каждое действо пропитано болью и безысходностью.
Шинель испортилась? Пошел к портному, чтобы отремонтировать ее, но портной отказался. «Нужно новое пальтишко, уважаемый…»
Добытую таким трудом шинель, потратив на нее последние деньги, Акакий буквально сразу же лишается ее, ограбленный ворами… Люди игнорируют несчастного и его горе…А вышестоящее лицо и вовсе отказывается принять от Акакия заявление об ограблении… И сердце старика не выдерживает черствости и равнодушия людей, оказавшихся глухими к его мольбам…
В городе появляется мстительный дух Акакия, сдирающий с горожан шубы, пальто и шинели. И этот акт возмездия продолжается до тех пор, пока духу Акакия не попадается то самое вышестоящее лицо! Поразило умение артиста ходить на ходулях, будучи с головой накрытым простыней!
Месть свершилась, дух был отмщен и смог наконец-то упокоиться с миром…
И вот в подтверждении надписи на статуэтке, которую подарили Роберту Фомину, артисты из Армении, а в особенности, их седовласый солист Цатурян, доказали: «Искусство не требует слов».
Последним спектаклем в первый день была «Провинциальные анекдоты» от Томского театрального коллектива «Индиго».
Режиссёр Алексей Раев воплотил первую часть пьесы Александра Вампилова о человеческих слабостях и амбициях. Всего одно слово «метранпаж» переворачивает все с ног на голову и оказывает на администратора гостиницы такой же эффект, как слово “ревизор” на героев бессмертной повести Николая Васильевича Гоголя.
В номер небольшой провинциальной гостиницы «Тайга» к молодой красавице Виктории вваливается посетитель Потапов с необычной просьбой – ему нужен ее телевизор. В этот момент идёт футбольный матч.
Неожиданно в номере оказывается администратор гостиницы Калошин, который при помощи силы выталкивает футбольного болельщика вон, не поверив, что тот решил просто посмотреть футбол, а решил совратить молодую девушку.
Выставленный из номера Потапов угрожает Калошину расправой. Калошин узнает, что Потапов некий метранпаж, приехавший в командировку. Необычное слово так напугало администратора, решившего, что метранпаж – это обязательно какая-то большая шишка, которая может лишить Калошина работы. Никто в маленьком провинциальном городе не смог объяснить значение слова «метранпаж», и Калошин, являясь человеком, который упивается своей маленькой властью чуть ли не лишается рассудка.
И только в конце он выдыхает: «Мышь типографская… Тля. Букашка. А ведь как напугал… До смерти напугал…». Человек с необычно звучащим названием должности«метранпаж» оказался обычным лишь типографским работником.
Режиссёр Алексей Раев, поставивший спектакль «Провинциальные анекдоты», рассказал о том, почему выбрал именно этот сюжет: «Коллектив для меня новый, мы только начинали работать. Ребята привыкли к пантомиме, клоунаде, и опыта у них в направлении реализма было маловато. Тогда я решил взять более игровой сюжет.
Я сам – сторонник игрового театра, думаю, именно игровая система помогает глухим и слабослышащим актерам развивать свое мастерство.
Во время работы мне очень помог основатель и художественный руководитель театра «Индиго» Александр Постников. Во-первых, он был знаком с ребятами, нашими актёрами. И, во-вторых, за счёт своего опыта он привнес множество удачных решений. И пазл сложился! Считаю, спектакль получился удачным!» – подытожил Раев.
Первый день фестиваля завершился новой настольной игрой «Крыша», которую в фойе провела Мария Янковская. Как оказалось, Мария сама придумала эту игру вместе со своим другом Максимом Шейниным, вдохновившись настольной игрой «Мафия». Героями настолки являются глухие жители, слышащие жители, глухая и слышащая «крыша» – мафиози, доктор и полицейский. Впрочем, Мария признает, что это пробный вариант, который она ещё хочет развить.
После игры, которая увлекла всех присутствующих, гости и участники VII Международного фестиваля театрального искусства «Территория Жеста» отправились кто домой, а кто в гостиницу, ведь впереди ждал второй день фестиваля.
Текст: Антон Скотников
Фото: Андрей Богатырев
Видео: Антон Лагутин/Мария Румянцева
Вёрстка статьи: Мария Румянцева
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.