ДЕНЬ 4.ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ «ЗАЖИГАЙ» (ИЖЕВСК, РОССИЯ)

СПЕКТАКЛЬ «МОЙ ЗЯТЬ УКРАЛ МАШИНУ ДРОВ»

Да, опять про того же зятя, и про те же дрова. Так вышло, что сценические коллективы глухих из Новосибирска и Ижевска представили на Шестом фестивале «Территория жеста» один и тот же рассказ Василия Шукшина. Новосибирцы выступали во второй день фестиваля, а ижевчане на четвёртый. И спектакли получились совершенно разными.

Коллектив «Зажигай» в удмуртской столице обрёл второе дыхание, когда на свою малую родину, в Ижевск, вернулся из Москвы неслышащий актёр и режиссёр Алексей Раев. Впервые «Зажигай» засветился с полноценным спектаклем на «Территории жеста» в прошлом году, и теперь решил продолжить почин постановкой по шукшинскому рассказу о конфликте деревенского водителя Вени с женой и тёщей.

Следует отметить, что Раев не только написал пьесу по рассказу, но и творчески переработал некоторые шукшинские эпизоды, которые могли бы в оригинальном виде утяжелить действие. Излишней литературности в ижевском представлении нет, слова автора-рассказчика, вводящие в курс дела, трансформированы в реплики и действие. Разозлённая тёща пишет жалобу прямо на спине дочери. Председатель и главный герой обсуждают ситуацию в чисто русском стиле – опустошая пузырь водки и закусывая огурцами. По ходу представления фонограмма выдаёт живенькие белорусские песни, типа «Касiў Ясь канюшыну».

Весьма оригинально в спектакле обыграна туалетная постройка. Разумеется, по сюжету, она послужила местом заточения оборзевшей тёщи, зато в следующей сцене уборная, накрытая алым кумачом, служит трибуной для Обвинителя. Надменный чиновник, возвышаясь над всеми, воплощает в себе равнодушие, формализм и бесчеловечность государственной машины. Но уборная, служащая постаментом для Обвинителя, является весьма гротескной деталью, принижающей пафос власти.

Имеется эпизод, когда главному герою снится витающая в воздухе кожаная куртка, о которой ему мечталось давно. Пластический этюд танца с этим предметом одежды одновременно трогателен и комичен. Разумеется, в оригинальном рассказе ничего подобного нет, это чисто режиссёрская вставка, украсившая сюжет.

И сильно изменена концовка рассказа, где описывается моральная победа Вени над Обвинителем. В ижевской трактовке они сталкиваются на рыбалке, после бегства отрицательного персонажа вдруг появляется жена Вени, явно ищущая примирения. Торжественно собираются все персонажи и с суровыми лицами монументально взирают на зрителя под задорную музыку из фильма Афоня»: «Милый,чё? Да я ничё!»

Зритель получил народную комедию с элементами мелодрамы, с неявным, но острым социальным подтекстом, а ижевский коллектив доказал своё право блеснуть на фестивале «Территория жеста»

Текст: Михаил Веселов

Фото: Андрей Богатырёв