ДЕНЬ 2. ТЕАТР НЕСЛЫШАЩИХ АКТЕРОВ «СВОЙ ГОЛОС» (НОВОСИБИРСК, РОССИЯ)

СПЕКТАКЛЬ «МОЙ ЗЯТЬ УКРАЛ МАШИНУ ДРОВ»

Рассказы Василия Шукшина – кинематографичные, полные действия и эмоций – являются кладезем для создания на их основе сценических историй, раскрывающих суть знаменитого «русского характера». Вот и слышащий режиссёр Василий Байтенгер, который провёл своё детство в деревне, взял за основу собственноручно написанной им пьесы шукшинское произведение «Мой зять украл машину дров».

Спектакль начинается с того, что деревенские жители в кинотеатре смотрят индийский фильм «Танцор диско». Ведь Шукшин описывал время СССР, советскую деревню 60-х-70-х годов, а деревенские жители-колхозники всегда обожали смотреть кино про «чтоб красиво и про любовь». На экране мультимедийной декорации зажигает Митхун Чакраборти, и ему завороженно внимают все персонажи постановки. Следует учесть, что волей режиссёра история Вени перенесена из 60-х годов в начало 80-х: премьера «Танцора диско» состоялась в 1982 году.

Сюжет пьесы не отошёл от канвы рассказа: в одной деревне некий Веня поссорился с женой и тёщей, и конфликт дошёл даже до того, что Веня запер маму жены в дворовой уборной, попал под суд и получил два года условно.

Декорациями служили решётчатые ящики, которые то превращались в завалинку у плетня, то в канцелярский стол, то в скамью подсудимых, то в ту самую печально известную уборную. 

Удачным приёмом можно считать, что повествовательные отрывки рассказа были вложены в уста трёх соседок-сплетниц. Из бесед трёх любопытных баб зритель и узнавал, что жена забрала денежную заначку Вени, что тёща накатала жалобу в милицию, что главного героя вызывают на суд.

Игравший Веню артист был достаточно убедителен в выражении своих эмоций, когда рассуждал о тёщиной и вообще людской подлости. Приехавший на суд обвинитель оказывается ещё более опасным и жестоким человеком, чем пресловутая тёща, и Веня понимает, что он, Веня, проиграл, его бунт заканчивается ничем, а семья разваливается.

После последней Вениной речи – «…и что вдруг так уж захотелось купить кожан? Жил без него, ничего, жил бы и дальше, Сманить надо было Соньку от тещи! Жить отдельно… Правда, она тоже — дура, не пошла бы против матери!»  – вся деревня снова дружно усаживается смотреть «Танцора диско». Потому что там, на экране – иная красивая жизнь, полная приключений, драматизма, сентиментальности и красивых любовей! А в деревне расейской что интересного? Разве сравнить какого-то хромоногого Веню с блистательным Митхуном Чакроборти? Но ясно, что накал страстей в русской деревне мало чем уступает индийским киношным переживаниям.

Оригинальный рассказ Шукшина, вообще-то, с этого эпизода продолжается дальше. И концовка более жёсткая: Веня подвозит обвинителя на своём грузовике и намеревается обрушиться с моста – вместе с машиной и пассажиром –  в реку. Передумывает лишь в последний момент, показав обвинителю, что не все нити судьбы человеческой в его руках…

 Но режиссёр Байтенгер решил остановиться на более мягком моменте рассказа, чтобы зритель оставался в раздумьях: правильно ли вообще поступил Веня, имел он право на справедливость или как?

Текст: Михаил Веселов

Фото: Андрей Богатырев

Видео: Антон Лагутин