СПЕКТАКЛЬ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»
Так сложилось, что программа спектаклей второго дня фестиваля «Территория жеста» оказалась вся посвящена советской классике. Было представление по мотивам шукшинского рассказа, показали спектакль советского драматурга Садур, и вот третья постановка была создана по материалам знаменитой в своё время книги «Республика Шкид».
По приютам я с детства скитался,
Не имея родного угла.
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила!
С такой жалостливой песенки и началось представление «Республика ШКИД».
«Республика ШКИД» — автобиографическая детская повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе-коммуне имени Достоевского (ШкИД). Написали её в 1926 году, и она была одним из самых любимых произведений читающих подростков Советского Союза. В 1966 году повесть экранизировал режиссёр Геннадий Полока. И вот самарский театр решил вывести на сцену легендарных хулиганов начала 20-х годов прошлого века.
Беспризорники были большой проблемой в те годы. Одну такую банду пацанов поймали на грабеже. Процедура «экспроприации у экспроприаторов» динамично показана в пластическо-танцевальном этюде, после которого молодая Советская республика взялась за перевоспитание юных уголовных элементов.
Учительскому составу непросто было выстраивать взаимоотношения с буйными школярами, что хорошо обыграно в попытке совместного исполнения гимна. Пока директор и учителя старательно выводили: «Мы из разных школ пришли, чтобы здесь учиться. Братья, дружною семьей будем же трудиться!», милые детки за их спинами занимались чем угодно, но только не пением.
Дело доходит до открытого бунта и стычки гопников с педагогами. Впрочем, это комедия, и даже драки в спектакле выходили забавными, больше напоминающими танцы и трюки. Режиссёр Лилия Третьякова ввела в спектакль много музыкальных моментов, танцев и гэгов, так что самарская «Республика ШКИД» вполне тянет на полноценный шоу-мюзикл. И это правильно – сама книга, и фильм по этой книге полны энергии и юмора, так почему же и спектаклю не быть таким? Но не следует забывать, что время, в котором живут герои постановки, было суровое, жестокое, голодное и бескомпромиссное…
Музыкально-песенные номера самарского экспериментального театра замечательны тем, что исполняются и жестами, и голосом. Дело в том, что театр этот по-настоящему инклюзивный, в нём играют на равных как глухие, так и слышащие актёры. И все разговоры в его постановках – на жестовом языке, но «слышаки» добавляют свои голоса. А глухих артистов озвучивает диктор. Неслышащие актёры экспрессией своего ЖЯ удачно усиливали атмосферу бесшабашного хулиганства жителей Республики ШКИД. А то, что некоторые роли малолетних «правильных пацанов» исполняли девушки – лишь добавляло комизма и милоты в действо.
Разумеется, со временем бывшие беспризорники в стенах ШКИД подросли, и настала пора выдавать им путёвки в жизнь. А самарский экспериментальный театр получил такую путёвку на «Территорию жеста» ещё в прошлом году, когда привозил спектакль «Манюня» того же режиссёра Третьяковой – такой же динамичный, весёлый и трогательный, как и спектакль «Республика Шкид».
Текст: Михаил Веселов
Фото:Андрей Богатырев
Видео: Антон Лагутин