ДЕНЬ 2. САМАРСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР (САМАРА, РОССИЯ)

СПЕКТАКЛЬ «РЕСПУБЛИКА ШКИД»

Так сложилось, что программа спектаклей второго дня фестиваля «Территория жеста» оказалась вся посвящена советской классике. Было представление по мотивам шукшинского рассказа, показали спектакль советского драматурга Садур, и вот третья постановка была создана по материалам знаменитой в своё время книги «Республика Шкид».

По приютам я с детства скитался,

Не имея родного угла.

Ах, зачем я на свет появился,

Ах, зачем меня мать родила!

С такой жалостливой песенки и началось представление «Республика ШКИД».

«Республика ШКИД» — автобиографическая детская повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе-коммуне имени Достоевского (ШкИД). Написали её в 1926 году, и она была одним из самых любимых произведений читающих подростков Советского Союза. В 1966 году повесть экранизировал режиссёр Геннадий Полока. И вот самарский театр решил вывести на сцену легендарных хулиганов начала 20-х годов прошлого века.

Беспризорники были большой проблемой в те годы. Одну такую банду пацанов поймали на грабеже. Процедура «экспроприации у экспроприаторов» динамично показана в пластическо-танцевальном этюде, после которого молодая Советская республика взялась за перевоспитание юных уголовных элементов.

Учительскому составу непросто было выстраивать взаимоотношения с буйными школярами, что хорошо обыграно в попытке совместного исполнения гимна. Пока директор и учителя старательно выводили: «Мы из разных школ пришли, чтобы здесь учиться. Братья, дружною семьей будем же трудиться!», милые детки за их спинами занимались чем угодно, но только не пением.

Дело доходит до открытого бунта и стычки гопников с педагогами. Впрочем, это комедия, и даже драки в спектакле выходили забавными, больше напоминающими танцы и трюки. Режиссёр Лилия Третьякова ввела в спектакль много музыкальных моментов, танцев и гэгов, так что самарская «Республика ШКИД» вполне тянет на полноценный шоу-мюзикл. И это правильно – сама книга, и фильм по этой книге полны энергии и юмора, так почему же и спектаклю не быть таким? Но не следует забывать, что время, в котором живут герои постановки, было суровое, жестокое, голодное и бескомпромиссное…

Музыкально-песенные номера самарского экспериментального театра замечательны тем, что исполняются и жестами, и голосом. Дело в том, что театр этот по-настоящему инклюзивный, в нём играют на равных как глухие, так и слышащие актёры. И все разговоры в его постановках – на жестовом языке, но «слышаки» добавляют свои голоса. А глухих артистов озвучивает диктор. Неслышащие актёры экспрессией своего ЖЯ удачно усиливали атмосферу бесшабашного хулиганства жителей Республики ШКИД. А то, что некоторые роли малолетних «правильных пацанов» исполняли девушки – лишь добавляло комизма и милоты в действо.

Разумеется, со временем бывшие беспризорники в стенах ШКИД подросли, и настала пора выдавать им путёвки в жизнь. А самарский экспериментальный театр получил такую путёвку на «Территорию жеста» ещё в прошлом году, когда привозил спектакль «Манюня» того же режиссёра Третьяковой – такой же динамичный, весёлый и трогательный, как и спектакль «Республика Шкид».

Текст: Михаил Веселов

Фото:Андрей Богатырев

Видео: Антон Лагутин