ДЕНЬ 1. НАРОДНЫЙ ТЕАТР «ИНКЛЮЗИОН» (ГОМЕЛЬ, БЕЛАРУСЬ)

СПЕКТАКЛЬ «ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ»

Гомельский любительский театр мимики и жеста был создан при Гомельском обществе глухих ещё в середине прошлого века, в эпоху СССР, но существует и сейчас, правда сильно изменившись и превратившись в Народный театр «Инклюзион», квартирующий в гомельском же Центре инклюзивной культуры. 

Нынешний «Инклюзион» уже не похож на тот, советский, театр, но в нём сохранились, можно сказать, живые артефакты ушедшей эпохи – супруги Татьяна и Пётр Шалимовы, которые взошли на сцену 50 с лишним лет назад и до сих пор не сходят с неё. Шалимовым на двоих чуть ли не 150 лет, но, по уверениям завотдела народного творчества Центра – слабослышащего Евгения Васильева – считаются золотым фондом театра. 

В театр «Инклюзион» пришёл работать 25-летний слышащий режиссёр Андрей Будейко. К нему и обратились супруги Шалимовы с просьбой поставить спектакль «Осенняя история». Когда-то они играли в нём молодыми, и вот захотели, как говорится, тряхнуть стариной. Молодой режиссёр охотно пошёл им навстречу. Премьера «Осенней истории» состоялась в 2020 году – как бенефис пары Шалимовых в честь 50-летия со дня первых их шагов на театральных подмостках. 

И вот «Осеннюю историю» привезли в Москву. На самом деле это адаптация пьесы С. Злотникова «Два пуделя». Два немолодых человека – он и она – выгуливают своих собак, сталкиваясь друг с другом и, таким образом, налаживая контакт. Разговор крутится вокруг хвостатых питомцев, их повадок, привычек, забот.

 В ходе беседы главные герои чувствуют симпатию друг к другу – такую же, какую испытывают друг к другу их собаки. Публика увидела уже забываемую ныне классическую манеру советского театра глухих – с характерной неторопливостью калькирующей жестовой речи.

Режиссёр Будейко долго раздумывал, вводить ли в постановку настоящих псов, или заменить их людьми. После долгих колебаний он решил всё-таки ввести условность – собак играют люди. Ведь животное – существо хоть  и милое, добавляет достоверности, но вряд ли оно чётко понимает, как вести себя на сцене, соответствуя той или иной мизансцене. Кстати, Будейко сам и озвучивает персонажа, которого играет Петр Шалимов.

Диалог начинает приобретать неоднозначную направленность – уже неясно, обсуждаются собаки или возможность более тесных взаимоотношений между их хозяевами. Так, намёками, вокруг да около и идёт разговор, и никто не хочет первым ясно высказать свои желания и надежды. Нерешительность? Слишком высокий уровень воспитанности? Стеснение? Так или иначе, но персонажи расходятся, уводя своих собак, оставив зрителям лёгкую грустинку по поводу несбывшихся чаяний и атмосферы одиночества. Которую могут немного скрасить лишь верные собаки.

 Текст: Михаил Веселов

Фото: Андрей Богатырев

Видео: Антон Лагутин